Советует учитель-дефектолог

Тематическая неделя "Насекомые".

Цели: создать условия для формирования у детей представлений о насекомых, об их вреде и пользе для природы и человека.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

2. Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания с помощью специально организованных игр и упражнений).

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение.

2. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых.

3. Активизировать словарь по теме«Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, муравей, пчела, стрекоза, голова, брюшко, лапки, усики, крылья).

4. Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

5. Учить отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес к окружающей живой среде, интерес к жизнедеятельности насекомых.

2. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
















Тематическая неделя "Космос".

Цель: закрепление знаний детей по лексической теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• закрепить понятия по лексической теме,уточнять, расширять представления детей о космосе и профессии космонавта;

• Расширять тематический словарь: космос, космический, планета, астроном, созвездие, скафандр, инопланетяне, звезды,

Коррекционно-развивающие:

•учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом

• Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитать чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.






















Тематическая неделя "Животные жарких и холодных стран"

















Тематическая неделя "Весна шагает по планете".

Цель: формирование у детей представлений о признаках ранней весны через речевые, наглядные  и звуковые образы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

-обогащать и уточнять словарь по теме (изменения в жизни растений: набухание почек, распускание листьев, цветение растений); закреплять названия весенних месяцев

-побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом

Коррекционно-развивающие:

-способствовать развитию любознательности

-развивать мелкую моториу

Коррекционно-воспитательные:

-формировать у детей бережное отношение к природе, интерес к занятиям.



















                      Индивидуальные и подгрупповые занятия c детьми.







Тематическая неделя "Перелётные птицы".


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение детей различать перелётных и зимующих птиц;
  • упражнять в образовании названий птенцов перелётных и зимующих птиц; 
  • активизировать словарь детей по теме.

Коррекционно-развивающие: развивать непроизвольное внимание, логическое мышление, зрительную память, координацию движений, графомоторные навыки.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и чувство бережного отношения к живой природе; взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.











Сенсомоторное развитие детей.

Сенсорная стимуляция необходима для развития мозга ребенка: она помогает развиваться соответствующим функциям, навыкам, умениям.

Сенсомоторные  игры важны не только для малышей, но и для детей дошкольного возраста.

Когда для выполнения задания у ребенка возникает необходимость использовать несколько органов чувств, он получит больше опыта и сохранит больше информации.

Примеры игр по сенсомоторному развитию:







Тематическая неделя "Ягоды".

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о ягодах

Коррекционно-образовательные задачи:

• Закреплять представления о лесных и садовых ягодах.

• Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания ягод.

• Обучать умению классифицировать ягоды по месту произрастания (садовые, лесные).

• Закреплить обобщающее понятия “овощи”, “фрукты”

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать память 

• Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

• Развивать пространственные представления

• Развивать тонкую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности,инициативности.

• Воспитывать любвь и бережное отношение к природе.












Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.



Дорогие мамы наших замечательных воспитанников, мы поздравляем вас с 8 Марта! Желаем всегда оставаться любящими и понимающими мамами, очаровательными и талантливыми женщинами. Желаем, чтобы дети вас крепко любили и ценили. Желаем, чтобы в вашей жизни не было ни одного скучного или трудного дня. Желаем быть звонкой песней и доброй сказкой для своего ребёнка. Желаем наполнять этот мир красотой и гармонией! Счастья вам, здоровья, всевозможных успехов и достатка в жизни. Пусть вас как можно чаще радуют и удивляют.
© https://pozdravok.com/pozdravleniya/prazdniki/8-marta/eshe/mamam-ot-vospitateley/

«Праздник 8 Марта, первоцветы»

Цель: расширять знания детей о первоцветах.

Задачи:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о раннецветущих растениях , их особенностях, разнообразии, среде обитания;

2. Продолжать развивать коммуникативные умения, самостоятельность, наблюдательность, любознательность ко всему живому.

3. Воспитывать бережное отношение к цветам, желание ухаживать за ними, желания сохранить природу.















Желаем радости, тепла, 
Веселья, позитива, смеха.
Забыть надолго холода,
Встречая яркие успехи. 


«23 февраля, военные профессии»

Тема «День защитника Отечества».

Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с военными профессиями (летчик, танкист, ракетчик, пограничник итд); учить составлять рассказ о защитниках Родины.

Коррекционно- развивающие задачи: развивать у детей познавательную активность, совершенствовать культуру речи; развитие слухового восприятия, внимания, воображения, зрительной памяти, а также развитие наглядно- образного и элементов словесно- логического мышления.

Коррекционно- воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к чужому труду.










Мальчики, поздравляем вас с 23 Февраля! Желаем быть здоровыми и крепкими, ловкими и быстрыми, мужественными и отважными. Пусть в вашей жизни будет больше смелых поступков, добрых дел и блестящих побед! Всегда поступайте как настоящие мужчины — не отступайте перед трудностями, равняйтесь на сильных, помогайте слабым, защищайте обиженных.
© https://pozdravok.com/pozdravleniya/prazdniki/den-zashchitnikov-otechestva/malchikam/proza.htm

«Маленькие исследователи»

«Исследование свойства плавучести предметов»

Цель: учить детей опытным путем устанавливать свойство плавучести у некоторых предметов.

Задачи:

- формировать умение определять путем эксперимента свойство некоторых предметов плавать или тонуть в воде, умение делать выводы по результатам опытов;

- развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, внимание, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику;

- воспитывать аккуратность в ходе проведения опытов, целеустремленность.









Опыт : Распускающиеся цветы на воде.






Опыт : Получение нового цвета.







Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.








Тематическая неделя : "Посуда и бытовая техника".


Цель: систематизация знаний детей о посуде и бытовой технике.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания детей о названии и назначении посуды, бытовой техники;

- учить классифицировать предметы посуды;

- обогащать и активизировать словарный запас детей по лексической теме «Посуда», "Бытовая техника".

Коррекционно – развивающие:

- активизировать словарный запас детей;

- развивать зрительное восприятие, логическое мышление;

- развивать двигательную активность при проведении физкультминуток;

- развивать мелкую моторику кисти руки.

Коррекционнно-воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять инструкцию педагога;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к сказкам;

- воспитывать аккуратность и самостоятельность в процессе сервировки стола.








Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
















                    Тематическая неделя : "Домашние птицы". 

Цель:

уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.

Задачи:

Коррекционно-бразовательные: закреплять знания детей о внешнем виде домашних птиц; о том, где они живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку; о том, как человек заботится о них.

Коррекционно – развивающие: упражнять в узнавании и назывании домашних птиц (курица, гусь, гусыня,петух, утка, индюк, индейка) и их птенцов; обогащать и активизировать словарь по данной теме, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника.













  Тематическая неделя : "Моя семья".  

   Цель:

Формирование представлений у детей о семье и членах семьи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Дать понятия «семья».

2. Учить правильно, называть всех членов семьи.

3. Учить узнавать и правильно называть на фотографиях членов своей семьи.

4. Обогащать активный словарь глаголами (готовит, убирает, чинит, вяжет, печёт, убирает, играет). Существительными с уменьшительно – ласкательными суффиксами (доченька, сыночек).

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

2. Развивать умение детей согласовывать речь с движениями.

3 Систематизировать и уточнять глагольный словарь.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.









Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.





    Тематическая неделя : "В гостях у сказки".    

Цель:  Путешествие в сказочную страну, встреча с любимыми героями сказок.

Задачи:

Образовательные:

 - Формировать интерес к художественной литературе, к сказкам и их авторам.

- закреплять знания по содержанию сказок;

- развивать коммуникативные качества детей;

- совершенствовать диалогическую форму речи через интерес к сказкам.

Коррекционно – развивающие:

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие тактильных ощущений.

Воспитательные:

- воспитывать артистические качества;

- создать радостное эмоциональное состояние.








Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.










 Тематическая неделя : "Зимующие птицы".    

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять представления о существующих зимующих птицах,
  • расширять и активизировать словарь детей по теме;
  • закреплять сенсорные представления о величине;
  • развивать пространственные представления (ориентировка в сторонах от себя и на плоскости);
  • закреплять навык порядкового счёта, знание цифр 1-5;

Коррекционно-развивающие:

  • учить анализу внешнего облика птиц;   развивать операции  сравнения при рассматривании предметных картин по лексической теме.
  • учить составлять фразу из 3-4 слов при ответе на вопрос педагога (по образцу);
  • развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать координацию движений;
  • заботиться о состоянии глазных мышц;

Корекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к  птицам;
  • прививать желание заботиться о зимующих птицах;
  • работать над развитием  произвольной регуляцией  поведения на занятии;





    Уважаемые родители! Мы, всем коллективом нашего любимого детского сада, желаем здоровья вам и вашим деткам. Мы желаем, чтобы никакие жизненные невзгоды не помешали вам каждый день приходить в наш уютный и светлый дом, где ваших деток любят, ценят и готовы отдавать им все тепло своих сердец. Желаем, чтобы этот год был для вас успешным и удачным, чтобы вы смогли достичь всего того, к чему вы стремитесь, и чтобы вы могли гордиться своими успехами так же, как вы гордитесь своими малышами. С Новым годом!


© https://pozdravok.com/pozdravleniya/prazdniki/noviy-god/eshe/roditelyam-ot-vospitateley/2.htm




Тематическая неделя : "Деревья". 

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.

Задачи:

Коррекционно-бразовательные: познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина; ель, обогащение словаря по теме: «лес. деревья», формировать понятие о пользе деревьев, познакомить с правилами поведения в лесу.

Коррекционно-развивающие: развитие связной  речи, лексико-грамматических категорий, общей и мелкой моторики, слухового восприятия, памяти, внимания.

Коррекционно-воспитательные: воспитание бережного отношения к родной природе.




Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.







 Тематическая неделя : "Профессии".

Цель: Расширять и уточнять представления детей о профессиях, принадлежностях для каждой профессии.

Задачи

Коррекционно-образовательные: Расширять и уточнять знания детей о профессиях (учитель, парикмахер, врач, дворник, строитель, пожарный); принадлежностях для каждой профессии.

Коррекционно-развивающие: Создавать условия для развития зрительного восприятия, произвольного внимания; обогащать активный словарный запас; развивать графомоторные навыки через выполнение графических заданий.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать бережное отношение к труду взрослых; уважительное отношение к разным профессиям.






Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
















Тематическая неделя : «Признаки зимы. Зимние развлечения».

Цель: Расширять и уточнять знания детей о признаках зимы, зимними явлениями в природе; представления о зимних видах спорта; закреплять понятие «спортивная одежда».

Образовательные задачи: Расширять представления детей о зиме; учить сравнивать осень и зиму (сокращение дня, морозы, снегопады, замерзание водоемов). Упражнять в составлении рассказа-описания о зиме с опорой на картинку. Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе; расширять представления о зимних видах спорта.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать мелкую моторику кистей рук через выполнение графических заданий.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к природе; усидчивость и самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий.








Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.






Тематическая неделя : "Здоровейка".

Цель: Формировать представления детей о здоровом образе жизни, о правилах здорового питания.

Задачи:

Образовательные: - расширять представления детей о вредной и полезной пище, и её необходимости для жизнедеятельности организма человека, формировать представление о правильном питании, познакомить с понятиями«здоровая пища»«полезные продукты»«вредные продукты».

Развивающие: - развивать умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья, расширять словарный запас.

Воспитательные: - воспитывать интерес к своему организму, желание заботиться о своём здоровье, воспитывать положительное отношение к полезным и отрицательное отношение к вредным продуктам питания, воспитывать культуру питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.



Тематическая неделя: "Транспорт".

Цель: Расширять представления детей о видах транспорта и его назначении; о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.  

Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы.

Закреплять в активном словаре слова: транспорт легковой, грузовой, пассажирский, наземный, водный, воздушный.














Тематическая неделя: «Мир вещей. Свойства материалов»

Задачи:

- закрепить умение называть свойства материалов : бумага, ткань, дерево, резина, и проводить обследовательские действия: прыгучий – не прыгучий, твёрдый – мягкий, прочный – непрочный;

- закрепить умение детей подбирать материал по заданному условию: покажи игрушку из дерева, покажи игрушку из резины, показы игрушку из ткани, покажи игрушку из бумаги;

- развивать у детей связную речь, развивать умение отвечать полными предложениями;

- развивать у детей логическое мышление;

- учить слушать и понимать речь взрослого, участвовать в беседах; учить умению выслушивать, не прерывая товарища.







Тематическая неделя "Мебель"

Цель: 
Закрепить обобщающее понятие «мебель». 
Обобщить, уточнить и активизировать словарь детей: мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, стул, комод, полка, сиденье. 
Развивать познавательный интерес детей.
Развитие конструктивной деятельности. 
Развитие счётных навыков. 
Развитие мелкой моторики.




Тематическая неделя «Овощи и фрукты».

Цель: 
-систематизировать знания детей об овощах и фруктах. 
-Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов.  
-Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь. 
-Обогащать словарь детей. 
-Развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать помощь.


Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.


















Тема недели: «Спорт»

Цель: Создание у детей мотивации заниматься физкультурой и спортом, ознакомление с понятием – олимпиада, с видами спорта,  со спортивными инвентарем в доступной форме.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с различными  видами спорта.
  2. Развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;
  3. Пополнение словарного запаса.
  4. Воспитывать любовь к спорту.
  5. Развитие мелкой моторики.








Хоть у нас пока не школа,
А всего лишь детский сад,
Мы с Днем знаний поздравляем
Наших славных дошколят.

Развивайтесь и растите,
Обучайтесь вы письму,
Находите все ответы
На свои сто «почему».

Пусть счастливым будет детство,
Полным игр и добра.
И пусть ваше любопытство
Не угаснет никогда.

Ведь оно поможет в школе
К знаниям весело шагать,
А сегодня будем вместе
Мы День знаний отмечать.

© https://pozdravok.com/pozdravleniya/prazdniki/den-znaniy/dou/


Тематическая неделя «Рыбы рек, озер и морей»


Развивающая игра «Кубики Никитина. Сложи узор» 

«Развивающие игры – вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который можно достичь желаемых результатов. Это одно из средств развития способностей. Игру принято называть основным видом деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы проектируете при этом личность» Б. П. Никитин 

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина. 

Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно. 








Занятие по развитию речи по лексической теме«Рыбы рек, озер и морей»» (25.04.2022)

  1. Цель: развитие речи на материале лексической темы «Рыбы пресных водоемов»

    Коррекционно-образовательные задачи:

    - закрепить представления детей о пресноводных рыбах (внешнем виде, строении, образе жизни, месте обитания);

    - активизировать активный и пассивный словарь детей по лексической теме, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

    -упражнять отвечать на вопросы полными предложениями и употреблять в речи предлоги.

    Коррекционно - развивающие задачи:

    - развивать общую, мелкую моторику;

    - развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.

    Воспитательные задачи:

    -воспитывать любовь и бережное отношение к природе, экологическую грамотность у детей;

    - воспитывать у детей желание и умение слушать друг друга, умение работать сообща;

    - воспитывать у детей чувство ответственности; доброжелательности.




  2. Занятие по ознакомление с окружающим миром по лексической теме "Природа родного края"(19.04.2022).

Цель: расширить и уточнить знания детей о родном крае, природе и достопримечательностях.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края

Развивающие:

- развивать логическое мышление, познавательный интерес, речевую активность, творческое воображение;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению родного края;

оспитывать умение активно и доброжелательно взаимодействовать с детьми и педагогом, любовь к малой Родине.






Рекомендации дефектолога родителям:

  1. Важно разговаривать со своим ребёнком во время всех видов деятельности: приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д.

    Важно следить за своей речью. Речь должна быть грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; должна быть выдержана в определенном темпе, громкости; должна быть интонационно выразительной; доступной для понимания; с правильным и точным использованием словесных обозначений.

    Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребёнок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?»

    Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

    Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребёнку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка? и т.д.

    Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь ещё. При затруднениях, задавайте ребёнку наводящие вопросы.

    Если ребёнок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребёнок произнесет их отлично. Воодушевите ребёнка и продолжайте их заучивать. После того, как ребёнок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребёнок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

    Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин мяч», «Круглый мяч» и т.д.

    Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

    Консультация для педагогов по особенностям развития ребенка с ЗПР и организации коррекционной работы с ним

     

    Педагог, работающий в группе комбинированной или компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

    При проведении любого вида занятий или игр педагог должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

    Педагог должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в интеллектуальном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

    Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

    Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание ещё и под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими,

    Вся работа педагога строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и/или учителя – логопеда).

    Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

    Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

    Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.

    Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на подгрупповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.


    Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

    В задачу педагога входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.

  2. В коррекционной работе с детьми с ЗПР педагог должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

  3.                                    


  4. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    «Детский сад № 243 г. Челябинска»

    Юридический адрес: г. Челябинск, 454045, Корабельная 4 а, телефон: 8(351)7291809.

    График работы учителя-дефектолога

    Зориной Александры Михайловны

    На 2021-2022 учебный год

     

    п/п

    День недели

    Рабочее время

    Часы

    1.

    Понедельник

    08:00-12:00

    4 ч.

    2.

    Вторник

    08:00-12:00

    4 ч.

    3.

    Среда

    08:00-12:00

    4 ч.

    4.

    Четверг

    08:00-12:00

    4 ч.

    5.

    Пятница

    14:00-18:00

    4 ч.

    Итого:                                                                                               20 ч.                                                                                                                           

     

    Консультирование педагогов: ср-8:00-8:30 (по запросу)

    Консультирование родителей: пн-8:00-8:30 (по запросу)

     

    Занятие по формированию элементарных математических представлений по лексической теме "Колобок"

  5. ü Задачи:

    -Развитие тактильно-двигательного и зрительного восприятия

    -Учить классифицировать предметы по сенсорным эталонам

    -Продолжать совершенствовать навыки счета

    -Развитие графических навыков

  6. -Воспитывать взаимопомощь и коллективизм

  7. -Развитие мелкой моторики через дидактическую игру с прищепками



  8. Фотоотчёт "Неделя сказок"
    "Курочка Ряба"



"Репка"
  1. "Гуси-лебеди"


  2. "Три медведя"

  3.  "Рукавичка"
  4. "По-щучьему велению"



  5. Занятие по теме "Времена года"











    Учим цвета












  6. Изучаем цифры и геометрические фигуры

















































    1. Занятие по ознакомление с окружающим миром по лексической теме "Дикие  и домашние животные"

    Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Дикие и домашние животные».

    Задачи:

    Образовательные:

    - Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «дикие и домашние животные».

    Развивающие:

    -Развивать мелкую и общую моторику, связную речь, зрительное внимание, логическое мышление

    Воспитательные:

    - Воспитывать умение работать в коллективе, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

    - Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию педагога.

    - Воспитывать любознательное отношение к природе.

    - Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.







    Тематическая неделя "Посуда"


  1. Цели: Формировать элементарные представления о посуде. Учить узнавать, называть и обобщать предметы посуды. Учить практическим способам выделять: величину, форму, цвет, количество. Учить выполнять элементарные игровые действия с посудой.


    Задачи:

    Образовательные:

    Формировать у детей обобщенного понятия «посуда», ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер).

    Способствовать активизации словарного запаса, посредством общения и игр по теме.

    Развивающие:

    Способствовать развитию познавательного интереса, желания получить новые знания.

    Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по теме.

    Развивать связную речь, учить описывать предметы посуды

    Воспитательные:

    Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам быта.

    Способствовать формированию навыка работы в команде.





  1. «Пространственные отношения. Лево, право»

  2. Цель: Создание социальной ситуации развития детей в позновательно исследовательской деятельности по средствам закрепления пространственных отношений, с лева и право.

    Задачи: Создать условия для упражнения детей в определении правой руки и правой сторонылевой руки и левой стороны.

    -Создать условия для закрепления навыков ориентировки в пространстве.

    - Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

    - Создать условия для развития речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

  3. Учим пальчики


  4. На ладошке в один ряд
    Дружно пальчики стоят.
    Раз, два, три, четыре, пять —
    Как нам пальчики назвать?

    Самый главный — брат Большой,
    Он отдельный, он старшой.

    Пальчик Указательный очень обязательный:
    Может указать, может наказать.

    Посерёдке — Средний брат.
    Он длиннее всех ребят.

    Безымянного забыли
    И не дали даже имя.

    Вот Мизинец – младший брат.
    Он последний из ребят.


  1. Тема: «Профессии»

    Цель: Закрепить знания детей о профессиях людей.
    Задачи:
    Образовательные:

    - обобщать знания детей о профессиях;
    - упражнять детей в назывании и различии профессий;
    - совершенствовать умение детей понимать и отвечать на вопросы отдельными словами и простыми предложениями.
    Развивающие:
    - развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями;
    - развивать память, внимание.
    Воспитательные:
    - вызывать интерес к труду взрослых разных профессий ;
    - воспитывать у детей уважение к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.










  2. Дорогие мальчишки, поздравляем Вас с 23 Февраля! Желаем всегда быть смелыми, умелыми, ловкими, сильными, весёлыми и здоровыми. Желаем старательно учиться и воспитывать в себе настоящих мужчин. Желаем побороть все свои страхи и уверенно идти к поставленным целям. Мальчишки, будьте победителями в жизни. Умейте всегда постоять за себя и своих близких.
    © https://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-zashchitnikov-otechestva/malchikam/proza.htm







  3. Поздравляем замечательных мам наших любимых воспитанников! Пускай этот волшебный праздник красоты, добра и весны принесет в вашу жизнь счастье и радость. Желаем, чтобы ваши детки приносили вам только радость и гордость. Чтобы они оправдали все ваши надежды и не доставляли волнений и лишнего беспокойства. С 8 Марта!
    © https://pozdravok.com/pozdravleniya/prazdniki/8-marta/eshe/mamam-ot-vospitateley/


Масленица расписная! Развесёлая, святая!
Дружно, весело пришла,
Хороводы развела!
Весело её отметим
И блинами всех мы встретим!


                               Как выучить цвета с ребенком:


Еще до начала изучения цветов, называйте ребёнку не просто предмет «машина», а «красная машина», «зеленый листок». Ребенок привыкнет к звучанию названия цвета и это поможет, когда вы будете начинать изучать сами цвета.
Начинать изучение цветов нужно из четырех основных: красный, желтый, синий и зеленый. Потом все остальные.
Следующие цвета для изучения: оранжевый, белый, голубой, фиолетовый, серый, черный, розовый, коричневый.
Подготовьте карточки с цветами. На игрушки и предметы ребёнок будет отвлекаться, поэтому начинать изучать цвет лучше с карточки, а потом переходить на окружающие предметы и игры.
Изучать цвета нужно постепенно и последовательно. Сначала один цвет. Когда поймете, что ребенок его выучил, переходите ко второму.
Не искажайте названия цветов на «зелененький», «фиолетовенький». Называйте цвета четко и одинаково.
Когда вы учите с ребенком какой-то цвет, ищите его везде и показывайте ребенку: на улице, дома. Потом просите ребенка найти этот цвет в разных предметах, которые его окружают.
Не изучайте один за другим, или одновременно похожие оттенки цветов, например, зеленый и салатовый. Ребенок запутается.
Попросите ребенка принести игрушку определенного цвета, так вы поймете запомнил ли он цвет.
Возможные вспомогательные материалы по изучению цветов: мелки, карандаши, воздушные шарики, пирамидка, мозаика, конструкторы Lego, цветная бумага, краски, мячики разного цвета, различные пособия, сортеры.
Произносите названия цветов с предметом по-разному «Красная машина», «машина красного цвета». Чтобы ребенок не воспринимал цвет и предмет, как одно слово.
Выделяйте ежедневно время на изучения цветов. Но на протяжении дня еще спрашивайте ребенка о цвете разных предметов, которые рядом.
Одевая ребёнка, называйте цвет одежды. Просите его принести синие носки, красную кофту.
Не заставляйте ребенка учить цвета. Все обучение должно проходить в процессе игры, ненавязчиво и увлекательно.
Не проводите аналогии «желтый, как машина», ведь машины бывают разных цветов. Это запутает ребенка.
Не нужно торопить ребенка с ответом. А если он затрудняется, или ошибается, помогите ему.
В помощь маме еще будут книжки, мультики, игры, приложения на телефоне, или планшете, с помощью которых ребенку будет легче запомнить цвета.
Научите ребенка сортировать предметы по определенному признаку, а потом – по цветам. Например, собирайте в коробку кубики Lego одного цвета.
Не требуйте, чтобы ребенок называл цвет. Сначала будет достаточно, если он просто будет показывать на него.
Не спешите научить ребёнка многому и быстро! У каждого свой темп.
Один из самых лучших способов изучения цветов – творчество. Тогда ребенок не просто видит цвет, он его постоянно использует в рисовании, лепке и легче запоминает.
Почаще показывайте ребенку одинаковые предметы разного цвета: кубики, мозаику. Чтобы он скорее запомнил, что цвет – это только свойство предмета.
Не настраивайтесь на продолжительные занятия. Внимание маленьких детей очень сложно удержать. Если у вас получилось это сделать 2-5 минут – это уже достаточно много. В 4-5 лет дети могут и 15-20 минут концентрироваться на занятиях. Главное – регулярность.
Для запоминания и тренировки цветов можно использовать стишки и загадки.
Вы можете изучать цвета и оттенки, которые преобладают в конкретный сезон, например,весной – зеленый, салатовый;летом – желтый;осенью – коричневый, оранжевый;зимой – синий, белый, голубой.Вам будет легче найти предметы соответствующего цвета, которые окружают вас.
Прием пищи – отличный момент поговорить о цветах. Фрукты, овощи, детская посуда – достаточно разных цветов, чтобы на их примере повторять и изучать материал.
Используйте раскраски во время изучения цветов. Помогайте ребенку подобрать нужный цвет, чтобы разукрасить предметы.
Устраивайте цветные дни. В день красного цвета – одевайте сами что-то красное с одежды, аналогично ищите красную одежду ребенку, рисуйте красными карандашами, мелками, пейте с красной чашки и т.д.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Все дети уникальны. Только ваше терпение и регулярные занятие помогут малышу освоить красочный мир цветов.





Тематическая неделя "Перелётные птицы"

Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о перелетных птицах
Развивающие:
- развивать связную речь, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам









Тематическая неделя "Космос"

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять элементарные знания о космосе, космическом пространстве, уточнить представления детей о звездах и созвездиях, планетах Солнечной системы.

Коррекционно- развивающие: развивать зрительную память, слуховое восприятие, произвольное внимание, логическое мышление,воображение и мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать интерес к космосу, нашей планете Земля.
















ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Превращаем игру в обучение и обучение — в игру! Все дети с удовольствием играют. Игры с мячом можно результативно использовать для развития речи малышей и активизации мыслительных процессов. И уж что говорить о том, что игры с мячиком способствуют физическому развитию, укрепляют руки и развивают скоординированность движений. Итак, с мячом играем — речь развиваем!
___________________________________
1. Игра с перебрасыванием мяча «МЯЧ БРОСАЙ И ЖИВОТНЫХ НАЗЫВАЙ»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.
Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: овощи
Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь
Взрослый: фрукты
Дети: яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос
Взрослый: ягоды
Дети: малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика
Взрослый: деревья
Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.

Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.
Взрослый: огурец, помидор, репа
Ребенок: овощи
___________________________________
2. Игра с мячом «Я ЗНАЮ ТРИ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ (ЦВЕТОВ)» или «Я ЗНАЮ ТРИ ИМЕНИ ДЕВОЧЕК»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит:
«Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».
Можно использовать следующие виды движений:
— бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками;
— бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; — отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
___________________________________
3. Игра с мячом «ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры.
Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного.
Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1
у тигра — …
у льва — …
у слона — …
у оленя — …
у лося — …
у лисы — …

Группа 2
у медведя — медвежонок
у верблюда — верблюжонок
у волка — волчонок
у зайца — зайчонок
у кролика — крольчонок
у белки — бельчонок

Группа 3
у коровы — теленок
у лошади — жеребенок
у свиньи — поросенок
у овцы — ягненок
у курицы — цыпленок
у собаки — щенок
___________________________________
4. Игра с мячом «КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.
Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос. 
Примеры:
Корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья, кошка
Мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает, мяукает

Вариант 2. Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает:
«Кто рычит?»,
«А кто мычит?»,
«Кто лает?»,
«Кто кукует?» и т. д.
___________________________________
5. Игра с перебрасыванием мяча «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры.
Взрослый, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: «Ворона каркает, а сорока?»
Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен ответить: «Сорока стрекочет.»
Сова летает, а кролик?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а сорока?
Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
___________________________________
6. Игра с перебрасыванием мяча «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры.
Бросая мяч поочередно каждому ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая взрослому мяч, отвечает.

Вариант 1.
Взрослый — дети:
Кто живет в дупле? — Белка.
Кто живет в скворечнике? — Скворцы.
Кто живет в гнезде? — Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в улье? — Пчелы
Кто живет в норе? — Лиса.
Кто живет в логове? — Волк
Кто живет в берлоге? — Медведь

Вариант 2. 
Где живет медведь? — В берлоге.
Где живет волк? — В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
___________________________________
7. Игра с мячом «СКАЖИ ЛАСКОВО» 

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры.
В начале игры взрослый говорит: мячик маленький поймай, да словечком приласкай. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
Стол — столик, ключ — ключик.
Шапка — тапочка, белка — белочка.
Книга — книжечка, ложка — ложечка.
Голова — головка, картина — картинка.
Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка, свекла — свеколка.
Коса — косичка, вода — водичка.
Жук — жучок, дуб — дубок.
Вишня — вишенка, башня — башенка.
Платье — платьице, кресло — креслице.
Перо — перышко, стекло — стеклышко.
Часы — часики, трусы — трусики.
___________________________________
8. Игра с перебрасыванием мяча «ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИРОДЕ?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Взрослый — дети:
Солнце... что делает? — Светит, греет
Ручьи... что делают? — Бегут, журчат
Снег... что делает? — Темнеет, тает
Птицы... что делают? — Прилетают, вьют гнезда поют песни
Капель... что делает? — Звенит
Медведь... что делает? — Просыпается, выходит из берлоги
___________________________________
9. Игра с перебрасыванием мяча «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры.
Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.
___________________________________
10. Игра с мячом «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
Взрослый — дети:
Летают — птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки
Плавают — рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы
Ползают — змеи, гусеницы, черви
Прыгают — кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы
___________________________________
11. Игра с мячом «КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры.
Взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Взрослый: собака
Дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит
Взрослый: кошка
Дети: мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается
Взрослый: мышка 
Дети: шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает
Взрослый: утка
Дети: летает, плавает, ныряет, крякает
Взрослый: ворона
Дети: летает, ходит, каркает, клюет
Взрослый: змея
Дети: ползет, шипит, извивается, жалит, нападает
___________________________________
12. Игра «КТО ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ?»

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Взрослый — дети:
строитель — строит
повар — варит, печёт, жарит, готовит
врач — лечит
учитель — учит
парикмахер — стрижет, подстригает
продавец — продает
актер — играет, снимается
музыкант — играет
певец — поет
уборщица — убирает
художник — рисует
швея — шьет

Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию, например: продает — продавец.
___________________________________
13. Игра «КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ЭТИ ДВИЖЕНИЯ?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Взрослый — дети:
Идет — человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время
Бежит — человек, животное, ручей, время
Летит — тица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время
Плывет — рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако
___________________________________
14. Игра «ГОРЯЧИЙ — ХОЛОДНЫЙ»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением.

Взрослый — дети:
горячий — холодный
хороший — плохой
умный — глупый
веселый — грустный
острый — тупой
гладкий — шероховатый
легкий — тяжелый
глубокий — мелкий
светлый — темный
добрый — злой
радостный — печальный
быстрый — медленный
частый — редкий
мягкий — твердый
ясный — пасмурный
высокий — низкий

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное,например: острый нож, ясный день, глубокое озеро.
___________________________________
15. Игра «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО ?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Взрослый — дети:
Рукавички из меха — меховые
Тазик из меди — медный
Медвежонок из плюша — плюшевый
Рукавички из шерсти — шерстяные
Стакан из стекла — стеклянный
Ваза из хрусталя — хрустальная

Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
___________________________________
16. Игра «ЦВЕТА»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Взрослый — дети:
красный — мак, огонь, флаг
оранжевый — апельсин, морковь, заря
желтый — цыпленок, солнце, репа
зеленый — огурец, трава, лес
голубой — небо, лед, незабудки
синий — колокольчик, море, чернила
фиолетовый — слива, сирень, сумерки
___________________________________
17. Игра «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИЩНИЙ»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет 3 или 4 слова и просит определить, какое слово лишнее. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

Примеры:
Голубой, красный, спелый
Кабачок, огурец, лимон
Пасмурно, ненастно, ясно
Осень, лето, суббота, зима
Понедельник, вторник, лето, воскресенье
День, ночь, утро, весна
___________________________________
18. Игра «ЧЬЯ ГОЛОВА ?»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры.
Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Примеры:
у рыси голова — рысья
у рыбы — рыбья
у кошки — кошачья
у сороки — сорочья
у зайца — заячья
у кролика — кроличья
у верблюда — верблюжья
у лошади — лошадиная
у утки — утиная
у лебедя — лебединая
у оленя — оленья
у лисы — лисья
у собаки — собачья
у птицы — птичья
у овцы — овечья
у белки — беличья
у медведя — медвежья
у тигра — тигриная
у курицы — куриная
у голубя — голубиная
у орла — орлиная

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
___________________________________
19. Игра «ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ ?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры.
Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф…)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)
___________________________________
20. Игра «ОДИН — МНОГО»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры.
Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. 

Примеры:
стол — столы
нос — носы
гора — горы
нора — норы
мост — мосты
дом — дома
глаз — глаза
город — города
провод — провода
холод — холода
день — дни
пень — пни 
сон — сны
лоб — лбы
ухо — уши
стул — стулья
лист — листья
перо — перья
крыло — крылья

(13.04/2022)

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий